7 сентября 2019 г. | Автор: Екатерина Шапран
Случайности неслучайны: камень, ножницы, бумага

Кто пойдёт мыть посуду? Можно подбросить монетку, предоставив исход случайности, а можно сыграть в «камень, ножницы, бумага» и праздновать победу на диване. Достаточно проанализировать действия противника и выбрать выигрышную стратегию. Вы же не думали, что эта игра — чистый рандом?

Эта статья была опубликована в журнале OYLA №4(44). Оформить подписку на печатную и онлайн-версию можно здесь.

Неразлучные троицы

Кто придумал «камень, ножницы, бумага»? Точно мы никогда не узнаем, но жил этот кто-то в Китае, причём довольно давно. Разные источники называют разные даты (некоторые даже на века до нашей эры намекают), но кое-что в истории игры будет поинтереснее её древности. Оказывается, в борьбу не всегда вступали не­одушевлённые предметы. В старой китайской версии фигурировали лягушка, слизняк и змея, да и жесты использовались другие: выставленный большой палец, мизинец и указательный палец соответственно.  

Когда развлечение дошло до Японии, новыми персонажами стали охотник, староста деревни и мифологическая лисица кицунэ, а называлась игра кицунэ-кэн. Лиса заколдовывает старосту, староста превосходит охотника (давит авторитетом, в общем), а охотник стреляет в лису. Жесты, обозначающие героев, выполнялись обеими руками. Знакомые же нам камень, ножницы, бумага появились в Японии примерно в XIX веке.

Именно с азиатским происхождением связывают одну из самых больших загадок игры: почему бумага сильнее камня? Существует несколько объяснений. Считается, что в древности китайский император, рассматривая запросы подданных, клал камень поверх стопки бумаг в знак одобрения дела. Если же камень лежал под бумагой, это означало отказ, и с годами этот символ стал ассоциироваться с поражением. Впрочем, легенда вызывает много споров, ведь в современном виде игра появилась не в Китае, а в Японии.

Другая версия связывает победу бумаги над камнем с удивительной прочностью древнего пергамента — особенно по сравнению с современными альбомными листами. Некоторые исследователи утверждают, что сначала игра называлась «камень, ножницы, полотно» — и тут уж камню пришлось бы туго.

За пределы острова игра вышла только в начале XX века: Япония долгое время изолировала себя от остального мира и не пускала туристов. В европейских и американских журналах появились статьи о простом способе решать любые споры, который используют японские дети. Ну а в наши дни, начиная с 2002 года, даже проводятся чемпионаты с призовым фондом.

Спок и другие

В 2008 году сериал «Теория Большого взрыва» познакомил мир с новым вариантом игры — « камень, ножницы, бумага, ящерица, Спок». Чтобы показать ящерицу, нужно сложить ладонь в щепоть, а Спок, персонаж сериала «Стартрек», обозначается знаменитым вулканским приветствием — те же «ножницы», только по два пальца на каждое лезвие. Отныне, по замыслу создателей, у каждого из жестов есть два шанса про­играть и два — выиграть.

Ножницы режут бумагу. Бумага заворачивает камень. Камень давит ящерицу, а ящерица травит Спока, в то время как Спок ломает ножницы, которые, в свою очередь, отрезают голову ящерице, которая ест бумагу, на которой улики против Спока. Спок испаряет камень, а камень, разумеется, зату­п­ляет ножницы.

Идея игры, оказывается, не принадлежит сценаристам сериала. Её придумали программист Сэм Касс и его жена Карен Брила, когда поняли, что слишком хорошо знают друг друга и потому больше чем в половине случаев играют вничью. При случайном выборе вероятность переигровки — того, что игроки покажут одно и то же, — составляет один к трём. А вот «камень, ножницы, бумага, ящерица, Спок» заканчивается ничьей лишь в одном случае из пяти.

Существуют и другие, пусть и не столь знаменитые, варианты игры — из 15, 25 и даже 101 жеста! Принцип един: каждый жест должен побеждать ровно половину оставшихся и проигрывать другой половине.

Идеальный баланс могут дать только игры с нечётным набором, ведь иначе соотношение выигрыша и проигрыша у одного из жестов будет неравным. Например, во французском варианте игры к трём классическим жестам добавляется четвёртый — «колодец». В колодце тонут камень и ножницы, и лишь бумага накрывает его сверху. В итоге нет никакого смысла выкидывать «камень» — баланс нарушен.

На самом деле для результативной игры даже не нужны жесты. Достаточно назвать числа в пределах последовательности из нечётного количества знаков, а потом вычесть из числа первого игрока то, что назвал второй. Если получится нечётное число, победил первый игрок, чётное — второй. Если ноль, значит, игра закончилась вничью. Эта формула подходит для любой балансной версии «камень, ножницы, бумага».

Проверим. Присвоим камню, ножницам и бумаге числа от 1 до 3 соответственно. Если игроки выкинули камень и бумагу, из 1 вычитаем 3 и получаем –2. Это чётное число, то есть победил второй игрок. Всё верно, ведь он выкинул бумагу, которая как раз побеждает камень.

Стратегии игры работают и в животном мире. Например, у пятнистобоких игуан Uta stansburiana есть три варианта самцов: крупные оранжевые, средние синие и мелкие жёлтые. При борьбе за самок оранжевые легко побеждают синих, но не могут уследить за юркими жёлтыми. В свою очередь, синие могут единым фронтом оборонять свою территорию от нападок жёлтых.
Тактика и контртактика

Как же победить в классической игре «камень, ножницы, бумага»? Исследователи из Чжэцзянского университета обнаружили, что люди склонны повторять жест, который принёс выигрыш в предыдущем раунде. Например, если противник победил бумагой, ставьте ножницы — вполне вероятно, он повторит свой ход.

Проигравшие же, наоборот, чаще всего меняют несчастливый жест, причём есть любопытная закономерность. Китайские исследователи заметили, что во многих случаях перемена жеста происходит по порядку в названии игры. Например, потерпев неудачу с камнем, участники чаще выбирают бумагу, а не ножницы (на китайском языке игра называется «камень, бумага, ножницы»).

Опытные игроки отмечают и другие закономерности. Новички часто начинают с камня, поэтому можете смело кидать бумагу. Если же ваш оппонент и сам не промах, он, скорее всего, либо примет вас за новичка и покажет бумагу, либо в ожидании подвоха поставит ножницы. Для вас лучшим ходом будут ножницы: либо выиграете, либо сведёте вничью.

Следите за руками. Крепко сжатый кулак с большим пальцем внутри указывает на то, что выпадет камень. К слову, схожую тактику использует робот Janken из лаборатории Токийского университета. Его высокоскоростная камера фиксирует движения человеческой руки, и робот мгновенно, в течение нескольких миллисекунд, отвечает соответственным выигрышным жестом. Статистика у Janken безупречная: 100% побед.

В 2005 году компания Maspro Denkoh Corporation решила выставить на продажу коллекцию произведений искусства, среди которых были работы Пикассо и Ван Гога. За право заниматься ею боролись два аукционных дома, но их предложения были одинаково выгодны, и директор компании предложил решить спор партией в «камень, ножницы, бумага». Фирмам дали несколько дней на обсуждение и выбор «оружия». Аукционный дом Christie’s получил консультацию от экспертов — 11‑летних дочерей одного из сотрудников. «Все ожидают, что вы выбросите камень, поэтому ставьте ножницы», — сказали они. А вот в Sotheby’s не строили стратегий и посчитали, что выигрыш — чистая случайность. Они выбрали бумагу и проиграли, потеряв сделку ценой более 20 миллионов долларов.

Что может быть лучше победы? Игра с достойным противником. Вместо того чтобы хранить наши тактики в секрете, поделитесь ими, и будничная партия в «камень, ножницы, бумага» сразу превратится в увлекательную схватку пытливых умов. Может, вы даже отправитесь мыть посуду — заодно продумаете план реванша.

Тэги: