26 апреля 2019 г. | Автор: Анастасия Щурова
Кто повесил зеленый фон: История спецэффектов в кино

Когда мы слышим слово «спецэффекты», первое, что приходит в голову, — волшебная сила компьютера. Это объяснимо: большинство спецэффектов в современном кино создаётся именно с её помощью. Но так было не всегда. В течение ста лет кинематографистам удавалось обманывать зрителей без компьютерных технологий.

Эта статья была опубликована в журнале OYLA №9(37). Оформить подписку на печатную и онлайн-версию можно здесь.

​Стоп-кадр и миниатюры

Как отрубить человеку голову, не убив и не покалечив? В 1895 году эта сложная задача встала перед американским режиссёром Альфредом Кларком. Он снимал сцену казни Марии Шотландской для одноимённой короткометражки. Как бы странно это ни звучало, сцена была единственная: хронометраж фильма — 20 секунд. И Кларк потратил их не зря: именно в «Казни Марии Шотландской» впервые в кинематографе были использованы спецэффекты. Сцену казни режиссёр снял так: актёр в костюме Марии (да-да, Марию играл мужчина, актёр Роберт Томаэ) появляется в кадре и кладёт голову на эшафот. Массовка — стражники и дворяне — замирает, камера на пару секунд отключается, «Мария» убегает из кадра, а вместо неё кладут манекен. Он-то в итоге и будет безжалостно обезглавлен. Этот метод съёмки назовут стоп-кадр, и ещё долгое время он будет основным спецэффектом.

Через несколько лет на другом континенте, во Франции, стоп-кадром на съёмках знаменитого «Путешествия на Луну» (1902) воспользуется человек, опередивший время, — прадедушка всех известных киношных спецэффектов, французский режиссёр Жорж Мельес. За свою кинокарьеру Мельес успел снять более 500 короткометражных фильмов, в которых кроме стоп-кадра применял такие приёмы, как наплыв, миниатюры, замедленная и ускоренная съёмка, двойная и многократная экспозиция.

1. Закрывают участки кадра

2. Дорисовывают необходимое

3. Дополняют дорисовкой исходный кадр

ПОДПИШИСЬ, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ!