22 февраля 2017 г. | Автор: Лиля Калаус
5 версий толкования сказки о Снежной королеве

Ханс Кристиан Андерсен – знаменитый датский прозаик и поэт XIX века. В историю литературы он вошёл, прежде всего, как автор сказочных историй, составивших 24 сборника. Андерсен всегда настаивал, что пишет сказки как для детей, так и для взрослых. Говорят, Андерсен вообще не слишком любил детей и приказал, чтобы на его памятнике, где первоначально сказочника должны были окружать маленькие читатели, не было ни одного ребёнка.

Холод всегда был мне по душе

Многие сказки великого датчанина представляют собой обработки народных преданий либо версии старых сказок и до Андерсена имевшиеся в литературных пересказах. Но некоторые – абсолютно оригинальны. Именно к ним и относится легендарная «Снежная королева».

Впервые «Снежная королева» была напечатана 170 лет назад в двухтомнике «Новые сказки». Это первая крупная по объёму сказка Андерсена, состоящая из семи глав. Причём, первая из них – «Зеркало и его осколки», по словам самого сказочника, является вполне самостоятельным произведением.

Итак, сказка начинается с истории о волшебном зеркале злого тролля. Оно всё отражало в искажённом виде, осмеливалось передразнивать даже бога и ангелов. Разбившись, адское зеркало рассеялось осколками по всему миру. И если осколочек попадал в глаз человеку – с этого момента он видел вокруг только дурное и смешное, а если попадал в сердце – оно превращалось в лёд… В следующей части сказки мы знакомимся с главными персонажами – Каем и Гердой. Дети живут рядом душа в душу, дружат и вместе разводят маленький садик с розами. Идиллия заканчивается, когда Кай из озорства бросает вызов самой Снежной королеве. В глаз и сердце его попадают осколки волшебного зеркала. Он меняется, становясь жестоким и злым мальчишкой, а затем Снежная королева похищает Кая.

Следующие главы повествуют о приключениях маленькой бесстрашной Герды, которая отправилась на поиски своего названного братца. Пройдя через многие испытания, Герда добирается до заветной цели – дворца Снежной королевы. Финал у сказки счастливый, чего нельзя сказать о многих других историях Андерсена.

Эта любимая взрослыми и детьми история на самом деле гораздо больше, чем просто сказка. Автор соединил в ней жанры притчи и басни, романа и драмы, лирики, повести и бытового рассказа. Потому и толкований сюжета «Снежной королевы» существует множество.

Первая версия основывалась на религиозной тематике. Дело в том, что в советские времена по идеологическим причинам «Снежная королева» переводилась и печаталась только в сокращённом виде. Упоминания о Христе, молитвы, которые читает Герда, чтобы усмирить ледяные ветры в царстве Снежной королевы, – всё это исчезло из известного нам варианта истории. Таким образом, «Снежная королева» может толковаться как метафора вечного боя между христианством и язычеством, в котором побеждает христианство, то есть, милосердие и прощение. Кстати, цветок Кая и Герды, роза, считается христианским символом земного мира.

Ещё одно толкование также связано с языческой символикой сказки. В скандинавском фольклоре «Снежная королева» (Ледяная дева) – воплощение зимы и смерти. По преданию, она отнимает жениха у молодой девушки. Аналогичные персонажи известны многим народам: в Японии – это Юки-онна, в русской традиции – Мара-Морена. Её царство – это загробный мир (ведь когда Снежная королева увозит Кая, родные считают его погибшим). Герда, подобно персонажам многих древних мифов, отправляется за своим возлюбленным в царство мёртвых, как Орфей за Эвридикой. На пути она преодолевает, как и положено героине мифа, множество препятствий, а затем поцелуем возвращает Кая в мир живых.

Есть версия, что Снежная королева – вовсе не воплощение холодного зла, а несчастная женщина, страдающая от ледяного одиночества, её ум и рассудочность скрывают под собой стремление к счастью, которое разрушает буржуазная жизнерадостная простушка Герда, не знающая даже таблицы умножения…

Существует еще одно толкование сказки – в духе психологии и культурологии. По сюжету, Герда странствует много лет, и когда она находит Кая, они оба уже не дети: «Но, проходя через низенькую дверь, они заметили, что успели за это время стать взрослыми людьми». У Андерсена мотив взросления обретает глубокий нравственный смысл: дети становятся старше, когда на их жизненном пути встречаются суровые испытания. В сюжете сказки угадывается отзвук древних ритуалов, это своеобразная инициация, обряд посвящения, который должны были проходить подростки, чтобы получить право называть себя взрослыми. Действительно, осколки зеркала троллей в глазах и сердце Кая – не метафора ли это переходного возраста, который всегда сопровождается гормональными бурями и причудами характера вчера еще такого послушного малыша?

Сам Ханс Кристиан Андерсен писал, что в этой сказке «чувство одерживает победу над холодным разумом». В осмыслении Андерсена царство Снежной королевы – мир чистого разума, абсолютных идей, мёртвого совершенства. Герда внесла высшее, подлинное знание любящего сердца в холодные чертоги Снежной королевы. Добро вновь победило зло, ледяные миражи рассыпались, а герои теперь обязательно найдут своё счастье. Именно об этом главном волшебстве и писал великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен в сказке «Снежная королева» – шедевре, который навечно останется драгоценной страницей в истории мировой литературы.