17 октября 2017 г. | Автор: Фун Дзе
Неполная, но окончательная история музыки

Зачастую музыку сложно понять, если не знать, какие события стояли за ее созданием. Конечно, уместить всю историю этого вида искусства в одну статью также невозможно, как и выучить имена всех композиторов. Но в этом и нет необходимости. Главное — слушать. Музыка — самый лучший язык на свете. Через нее мы можем говорить с теми, кого давно нет, понять, как они жили, что их волновало и в итоге — лучше узнать себя.

Доисторический период

Точного возраста рождения музыки не знает никто, учёные единодушны лишь в том, что она родилась в первобытном обществе там же, где и появился первый человек — в Восточной Африке. Первым музыкальным инструментом был наш собственный рот, а первой музыкой — пение. Ещё до изобретения слов звуковые напевы помогали нашим предкам общаться.

В эпоху палеолита Homo sapiens стал уже настоящим Homo musicus. Ещё не научившись толком говорить, человек изобрёл столько музыкальных инструментов, что мог собрать целый оркестр. Наши предки делали инструменты из камня, кости и дерева. Позже звуки извлекали с помощью гранёного ребра из кости, правда, издаваемый звук из подобного инструмента напоминал скрежет зубов. Также делали погремушки из черепов, которые заполнялись семенами или сушёными ягодами. Этот звук нередко сопровождал погребальную процессию. Самыми древними инструментами были ударные. Например, один из древнейших ударных инструментов — идиофон — возник в период формирования у древнего человека речи. Продолжительность звука и многократное его повторение ассоциировалось с ритмом биения сердца. Вообще, для древнего человека музыка — это прежде всего ритм. Вслед за ударными были изобретены духовые. Это было больше 20 тысяч лет назад! Именно такой возраст у древнего прототипа флейты, найденного в Астурисе. Несмотря на это, принцип звукоизвлечения у неё тот же, что и у современных аналогов.

Струнные инструменты также были изобретены в глубокой древности. Изображения древних струнных сохранились на многочисленных наскальных рисунках, большинство из них находится в Пиренеях. Так, в пещере Gogul представлены «танцующие» фигуры, «несущие смычки». «Игрок на лире» для извлечения звука ударял по струнам ребром кости или дерева. В хронологии развития музыки изобретение струнных инструментов и рождение танца, а точнее — первого подобия танцевальных движений, произошло примерно в одно то же время.

Как учёные исследуют древнюю музыку? Ведь записей тогда точно не было, как письменности и нотной грамоты. Здесь науке помогают этнографические материалы — исследование изолированных африканских племён, которые остались на доисторической, первобытной стадии развития. Наблюдение за этими племенами, их обычаями и музыкальными инструментами помогает учёным полнее представить, как жили наши далёкие предки.

Древние цивилизации

Около семи тысяч лет назад после всех сложных ступеней развития первобытного общества наступает следующий этап развития человечества, и называется он — цивилизация. Для этого периода характерны локальные войны и междоусобицы. Не обходилось и без более интересных событий: развития архитектуры, религии, классов общества и, конечно, музыки. Музыка древнего мира, как и все искусство того периода, была проникнута глубоким религиозным смыслом. Песни и гимны воспевали силу богов и их власть над человеком. Музыка считалась способом приобщения к чему-то возвышенному, священному. Жрецы и другие служители храмов — это основные «музыканты» того периода: они умели играть на музыкальных инструментах, петь и сочинять гимны.

Древний Египет. Для египтян музыка играла важную роль, как в религии, так и в повседневной жизни. Они называли музыку «радость», культивируя это искусство во всех социальных сферах. Кроме того, египтяне внеcли вклад в развитие и совершенствование пения и музыкальных инструментов, среди которых особенно выделяется арфа.

Древняя Индия. Истоки индийской музыки восходят к III тысячелетию до н.э. Главный принцип индийской музыки — импровизация, в основе которой лежала рага (от санскр. «цвет») — традиционная устойчивая мелодия. Слово «рага» использовалось и для обозначения жанра, основанного на данной мелодии. Каждая рага состояла из главного звука («правитель»), второго по значению звука («министр»), группы подчинённых звуков («помощники») и диссонирующего звука («враг»). Раги были призваны вызывать у слушателя определённое состояние и чувства: любовь, веселье, отвращение, гнев, удивление, успокоение. Некоторые раги наделялись магическими свойствами: способностью вызывать дождь, пожар и т. д. В зависимости от характера раги исполнитель должен был придавать лицу нужное выражение или надевать соответствующую маску и пользоваться надлежащими жестами.

По одной из версий, ещё до изобретения нот распространителями музыки стали цыгане. Эта индийская каста музыкантов и певцов кочевала по всей Евразии и даже местами по Африке, зарабатывая уличными концертами. Держа уши чутко раскрытыми, цыгане похищали, заимствовали, распространяли и перемешивали мелодии мира. И нет практически ни одной национальной музыкальной культуры, на которую не оказала бы влияние цыганская, то есть изначально интернациональная сборная солянка: Китай, Индия, Средиземноморье, Ближний Восток щедро, хоть и невольно, одаривали друг друга мелодиями и ритмами через цыганские гитары и бубны.

Древний Китай. Первые документальные свидетельства о китайской музыке относятся к XVI-XI в.в. до н.э. У них была принята система люй-люй (буквально «строй», «мера»), в основе которой лежали двенадцать звуков. Каждый имел магический смысл: нечётные звуки воплощали светлые, активные силы Неба, чётные — тёмные, пассивные силы Земли. Все вместе они выражали смену месяцев в году и часов в сутках. Считалось, что с помощью музыки можно вызывать дождь, воздействовать на рост растений, а нарушение веками установленной традиции способно привести к различным бедам.

В этот же период, согласно археологическим раскопкам, появился первый прототип домбры. Сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты более 2 тыс. лет назад.

Древняя Греция. Именно здесь была замечена некая закономерная связь между звуками и математическими величинами. Это открытие, как и многие другие, было совершено Пифагором. Основываясь на трудах вавилонских астрономов и математиков, Пифагор определил основные типы гамм, что позволило упорядочить всю систему музыкальной гармонии на Востоке.

Он создал космическую теорию, которая представляла мир как некое пространство гармонии, в которой планеты излучали непрерывные звуки, упорядоченные аналогично нотам в гамме. Согласно этой теории, низкие звуки соответствовали Луне, высокие — планете Земля и т. д. Пифагор отмечал также, что количество нот в гамме соответствует количеству планет на небе и равняется магической цифре 7. Главный вклад Пифагора в развитие музыки заключался в учении о пропорциях звуков. За основу были взяты струнные инструменты, представлявшие собой доску с натянутыми струнами. В результате многочисленных опытов были найдены определённые числовые выражения (интервальные коэффициенты) — октава (2/1), квинта (3/2) и кварта (4/3). Отсчитывая последовательно квинты от исходного звука и перенося их в одну октаву, можно было получить числовое значение любого звука диатонической или хроматической гаммы.

Средневековая музыка

Период, длившийся более тысячи лет, между Античностью и Новым временем принято называть Средневековьем. За это время произошло невероятное количество событий, в том числе и в музыке. Самое важное из них — изобретение нот. Конечно, уже существовало множество систем, но ни одна из них не была удобной и универсальной. А в некоторых странах и вовсе музыкальные произведения было принято хранить в секрете. Например, в Японии IX века приёмы игры на струнных и духовых инструментах передавались от отца к дочери и от матери к сыну в обстановке строжайшей секретности, вплоть до того, что слугам, оставшимся в доме на время обучения, предписывалось затыкать уши ватой. Если кто-то из аристократических дам или кавалеров, поддавшись просьбам императора, соглашался сыграть в дворцовом саду, то потом держали паузу в несколько лет прежде чем играть снова, чтобы ненароком никакой слуга не запомнил секретных переборов и не смог их повторить.

Так что изобретение нот пришлось очень кстати. Главную роль здесь сыграл бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). Брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелёгким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет. Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota — знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырёх параллельных линий. Сейчас линий пять, а ноты изображают кружочками. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Семь нот образуют октаву. Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поётся на тон выше предыдущей. Позднее первая ut была заменена на do, в остальном же принцип, введённый Гвидо, остался без изменений.

Средние века принято считать эпохой раздробленных, замкнутых в самих себе мини-государств, княжеств, владений и городов. Это так. Однако, Средние века — это и эпоха крестовых походов, эпоха удивительной тяги людей к передвижениям сквозь пространства и культуры. Люди свободных профессий, особенно, солдаты и музыканты, с лёгкостью преодолевали не только тяготы многомесячных путешествий, но и барьеры, поныне разделяющие Запад и Восток, Север и Юг. Турецкие напевы звучали в Венеции, мавританские гимны — в Мадриде, песни испанских евреев — в Сирии или Греции, французы делились своим искусством с сарацинами, итальянцы — с англичанами. На пути музыкальных идей не смогли встать ни религиозные войны, ни разобщённость государств, ни скудость знаний. Из Азии в Европу кочевали и музыкальные инструменты. Например, лютня, к семейству которой относят и гитару, и домбру, и балалайку и многие другие струнно-щипковые инструменты.

Хоть происхождение лютни доподлинно неизвестно, различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в Средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цистру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.

В общем, до эпохи Возрождения музыка была исключительно церковным искусством, в основе которого лежало многоголосье — хор. Впоследствии под влиянием народной музыки возникли новые школы, новые инструменты и что самое важное новая музыка.

Классическая музыка

За Средневековьем последовал Ренессанс, который был для музыкантов эрой открытий, новшеств и исследований, эпохой Возрождения всех слоёв культурного и научного проявления жизни от музыки и живописи до астрономии и математики. За двухсотлетний период (1400–1600) во всех музыкальных культурах мира окончательно сформировались музыкальные жанры и формы: у тюрков появились кюи, у индусов кхаиял, у арабов — каул, газал и тарана. Появились кантата, оратория, сольная песня, с которыми связано утверждение гомофонии и возрастание роли основных ладов современной музыки — мажора и минора. В то же время возникает опера, как попытка воскресить античный театр — идея характерная для всего Возрождения.

При изучении классической музыки в первую очередь изучается европейская музыкальная культура. Связано это с тем, что в европейской культуре стали возможны отход от традиционного подхода и появление фигуры композитора, в то время как во всём остальном мире музыка долгое время оставалась народной, а не авторской.

Барокко. Слово «барокко» пришло из португальского языка и означает «жемчужина неправильной формы», с итальянского языка это слово переводится как странный, причудливый. Какими бы ни были корни этого слова, именно эпоха барокко считается началом распространения западноевропейской цивилизации.

Один из самых важных типов инструментальной музыки, который появился в эпоху барокко, был концерт. Величайшие композиторы эпохи — Вивальди, Корелли, Кавальери, Монтеверди, Рамо, Гендаль и, конечно же, Иоганн Себастьян Бах. Этот величайший гений в истории музыки жил и творил в эпоху барокко, его подход к музыке открыл безграничные возможности создания произведений. Основным инструментом той эпохи был клавесин — предшественник фортепиано.

Классицизм (1750–1820 г.г.). В музыке термин «классическая» в основном используется для определения серьёзной, художественной музыки, то есть музыки, которая не является народной, популярной, джазом, роком и т. д. Но также есть и «классический» период в истории музыки, который называется классицизм. Яркими представителями периода были Гайдн и Моцарт. Произошли коренные изменения в оркестрах, не осталось потребности в клавесине или органе как в основных музыкальных инструментах, духовые инструменты — кларнет, флейта, труба и др. напротив заняли своё место в оркестре и создали новый, особенный звук. Новый состав оркестра привел к появлению симфонии — важнейшего типа музыки, по стандарту состоящей из трёх темпов: быстрого начала, медленной середины и быстрого окончания. В эту же эпоху было создано фортепиано. Это позволило музыкантам-клавишникам исполнять музыку в различных вариациях, как мягко (piano), так и более громко (forte), в зависимости от используемых клавиш.

Самыми яркими композиторами классицизма были Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт. Гайдн создал фантастическую хоровую, оперную, оркестровую и инструментальную музыку, но самое большое его достижение именно симфонии, которых он написал более ста. Моцарт, несмотря на свою недолгую жизнь, оставил невероятное музыкальное наследие (например, только симфоний 41, не считая других творений). В конце XVIII столетия восходит ещё одна звезда классической музыки — Людвиг Ван Бетховен. Великий композитор начал сочинять музыку в классическом стиле, унаследованном от Моцарта и Гайдна, но в конечном счёте перерос это и буквально расколол классический стиль, заложив основы новой эпохи, известной как романтический период в музыке.

Романтизм (1810–1910 г.г.). Музыка в романтический период отличается энергией, интенсивностью и страстью. Это был период рождения солистов-виртуозов как явления, исполнители становились звёздами. Список виртуозов возглавляют пианисты Лист и Шопен, скрипач Паганини. В середине романтической эпохи взошла звезда Джузеппе Верди, который признан одним из величайших композиторов всех времён. Он перевернул всю итальянскую оперу, представив миру новые сюжеты произведений, часто с социальными, политическими или патриотическими темами. В Германии реформатором оперы стал Рихард Вагнер, он полностью изменил немецкую оперу. До Вагнера действие и музыка в опере были разбиты на отдельные части или короткие номера, так же, как и в современных музыкальных шоу. Аудитория аплодировала между номерами, а исполнители раскланивались.

Современная музыка

ХХ век — век прогресса, глобальных изменений, расцвета науки и искусств. но ещё, к сожалению, и глубочайших потрясений. Первая мировая война, бури революций, чума фашизма, кровопролитная Вторая мировая война, угроза атомного самоуничтожения и экологических бедствий. Изменилось и ощущение человека в мире, произошла научно-техническая революция. Все эти события нашли отражение и в музыке. В XX веке появляются новые понятия, расширяются границы жанров, рождаются абсолютно новые стили. Благодаря изобретению записи, через пластинки, а затем CD-диски и MP3 музыка стала доступна всем.

Например, опера, которая долгое время считалась искусством для избранных, в начале века стала популярной среди масс. Оперные певцы Пласидо Доминго, Мария Каллас, Фёдор Шаляпин, Лючано Паваротти, Энрико Карузо становятся настоящими звёздами. В ХХ веке также творили великие композиторы — Штраус, Сибелиус, Малер, Дебюсси, Прокофьев, Стравинский. И это далеко не все композиторы, оставившие след в истории музыки.

В 1910‑х годах в ресторанах появились танцевальные площадки. Возникла возможность зарабатывать сочиняя и исполняя песни, которые продавались на пластинах. И самое важное — родился джаз, смесь блюза и рэгтайма.

Афроамериканцы — одни из главных героев музыки ХХ века. Благодаря талантливым представителям этого народа появилось огромное количество жанров и стилей, без которых невозможно представить современную музыку. В конце 30‑х появились первые инструменты на «электрической» тяге — электрогитары, орган Лоуренса Хаммонда (1935 г.), сейчас неразрывно ассоциирующийся с госпел. И появился немецкий рекордер, который колоссально упростил процесс записи, позволив затем афро­американцам основать студии звукозаписи (например, Atlantic, Chess, Specialty, Modern).

Рождение электрогитары дало толчок и музыке в целом. Она изменилась. Сначала неуловимо, а потом всё больше уходя в иное звучание коллектива музыкантов. Родился ритм-энд-блюз (R&B). Главным представителем новорожденного стал Луис Джордан (Louis Jordan), который со своей маленькой группой начал экспериментировать с блюзом. Так традиционные для довоенных времен биг-бэнды (оркестры для исполнения популярной танцевальной музыки) превратились в просто бэнды — группы из 4–5–6 исполнителей, мощности звука которых с лихвой хватало на танцевальный зал. Вот они — корни составов рок-групп!

В 50‑х родились ещё два ярких «чёрных» жанра — рок-н-ролл и соул. Нет возможности назвать точную дату возникновения рок-н-ролла, но можно назвать год — 1952, и человека, который популяризовал название новой музыки — диск-жокей Алан Фрид. Однако он не был исполнителем, а рок-н-роллу нужна была поющая звезда, причём «белая», потому что долгое время это музыкальное направление считалось «чёрной» музыкой. «Белой» звездой «чёрной» музыки становится Билл Хейли. Если Алан Фрид и Билл Хейли вошли в историю как основатель и отец рок-н-ролла, то настоящим королём рок-н-ролла стал Элвис Пресли.

Что касается соула, то родился он в голове величайшего Рэя Чарльза. Он спел знаменитую молитву «My Jesus — is All the World to Me» («Мой Иисус — это весь мир для меня»), заменив слова и положив их на ритмику ритм-энд-блюза. Получилась песня «I’ve Got a Woman» («У меня есть женщина»).

Шестидесятые — декада британских рокеров. The Rolling Stones, The Who, The Animals, and The Beatles — отцы рок-музыки, которая уже совсем не похожа на мягкий рок-н-ролл. Сейчас их музыка уже считается классической, однако в то время они были настоящими бунтарями.

В 1990 году окончательно сформировался один из самых молодых «чёрных» жанров — хип-хоп. Его истоки лежат в фанке, который является главным «прародителем» этого направления. Однако влияние на становление хип-хопа оказали и другие жанры — ритм-н-блюз, соул, джаз, рок, регги. Кроме того, наступает золотой век и всевозможных видов электронной музыки.

XXI век продолжил музыкальное сумасшествие предшественника: новые жанры рождаются практически каждую неделю. Даже точное их количество назвать невозможно, разные источники приводят цифры от 257 до 1650. И целой жизни не хватит, чтобы прослушать всё! Да это и не обязательно, главное — найти свою музыку…