13 апреля 2017 г. | Автор: Наталия Гнеденко
Как становились ханами?
Кто такой хан?

"Хан" - тюрко-монгольский титул правителя Казахского государства, современный Президент, но со своими специфическими особенностями.

Функции хана

Как глава государства он определяет главные направления внутренней и внешней политики, то есть, правит у себя в стране и на международной арене. В его руках сосредоточены все ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная, хотя во времена ханов подобное деление было не столь четким. На курултае хан принимал новые законы, вершил суд (казнил, награждал, миловал), устанавливал маршруты кочевий. Как верховный главнокомандующий всего казахского ополчения, главный владетель земель хан распределял наделы между теми, кто отличился в каком-либо деле. Также решал вопросы войны и мира, предоставления политического убежища, назначал послов в другие государства и принимал представителей иностранных держав. Хан распоряжался государственной казной, от его имени с населения взимались налоги.

У правителя была личная гвардия – "толенгуты", охранявшая ханскую жизнь и помогавшая при перекочёвках. Честь и достоинство были неприкосновенны. Как "отец народа" он защищал вдов и сирот. Воины, вступая в сражение, свято верили, что даже если они погибнут, то хан не бросит на погибель их семьи. При ханском дворе обитали мудрейшие люди государства бии и жырау, самые прославленные воины – батыры, лучшие музыканты и поэты-импровизаторы – салы, серы и кюйши. Быть ханом означало не только наслаждаться властью, деньгами и всеобщим уважением, но и нести ответственность за всю страну.

Почему сейчас в Казахстане нет ханов? Ханская власть – это "монархия", что является формой единовластного правления монарха (короля, царя, герцога, князя, хана, султана, эмира, фараона, императора и т.д.) и передается по наследству. Сегодня, формой правления нашего Отечества является Президентская Республика, где все представители государственной власти избираются на определённый срок, а граждане РК имеют прогрессивные демократические политические права. Президентом может быть избран любой гражданин Республики, который родился в Казахстане и проживает на территории данного государства последние 15 лет, возрастом не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком. 

Как избирали хана?

В XV – XIX веках в казахском обществе существовало деление на два класса: "кара суйек" ("черная кость") и привилегированное "ак суйек" ("белая кость"). Ханом мог стать только представитель "ак суйек", прямой потомок потрясателя вселенной – "чингизид". Осенью, на народном собрании – "курулатае" в блеске своей славы, силы, богатства и власти, собирались знатные представители всех родов. Султаны и потомки старшего сына – хана Джучи обязательно приносили оружие, безоружные просто лишались права голоса. Султаны из своей среды выбирали самого достойного и богатого, ведь количество скота, главного богатства кочевника, было показателем смекалки, дальновидности, силы и способности в будущем приумножить финансовое благополучие своих подчиненных. "Рубасы" - главы родов - символично поднимали избранного хана на белой кошме, и все присутствующие присягали ему на верность. А хан в свою очередь, был обязан как отец защищать, оберегать, прославлять, обогащать и быть наставником своему народу. После обряда начинался пир и перед тем, как разъехаться по домам, традиционно проводилась "ханталапай" - "ханская делёжка" скота хана.

 

Общественный строй

Общественный строй Казахского ханства состоял из 7 ступеней. Первой общественной ячейкой из нескольких семей был "аул", главой - "аулбасы". Аулы объединялись в "ата аймак", управляемые "аксакалом", атаймаки объединялись в "род" под руководством "рубасы". Роды в "арыс", подчиненный "бию". Арысы в "улус", руководимый "султаном" (чингизидом). Улусы составляли "жуз", управляемый ханом. 

Джанибек и Керей

Первых великих ханов смело можно назвать "отцами-основателями" Казахского ханства, ими стали 

троюродные братья Керей и Джанибек. Они в 1465-1466 гг., перекочевав из Ханства Абулхайра в Могулистан на территорию Семиречья, создали новое государство с населением в 200 тысяч узбек-казахов. Этим они вызвали открытое недовольство потомков хана Кочевых Узбеков Абулхайра – Шайбанидов, переросшее в Тридцатилетнюю войну за власть в Южном и Центральном Казахстане. Противостояние закончилось присоединением части присырдарьинских городов, приумноживших мощь и укрепивших политическое положение казахских ханов среди шайбанидов и тимуридов.

Касым хан

В 1480 году официально власть унаследовал сын Керея – Бурундук (1480 – 1511 гг.). Фактически вся власть и инициатива находились в руках сына Джанибека – султана Касыма. О Касыме упоминается не только в письменных источниках, при описании войн Шайбани-хана с казахскими владетелями, но и в народных преданиях как о "славном правителе и бахадуре". Народная молва наделяла Касыма мифической властью, силой эпических батыров, несметными богатствами и везением. В реальности, являясь предводителем конницы Бурундука, Касым отправлялся в битвы, и каждый раз возвращался с победой. Слухи обрастали всё новыми невероятными подробностями. Таким образом, народом был создан идеальный образ правителя "поцелованного Богом", за которым готовы были идти массы.

Во время правления Бурундука на казахские кочевья совершал грабительские набеги узбек Шайбани хан. Стадами угонялся скот, уводились в рабство десятками тысяч людей. Трижды (1501г., 1505г., 1506 г.) на владения разных казахских султанов безнаказанно нападал Шайбани-хан, который глумился над казахами, а Великий хан Бурундук не мог дать достойного отпора и защитить свой народ. В начале 1510 года, не встречая ранее особого сопротивления, узбекский хан в четвёртый раз пошёл грабить казахские земли, избрав на этот раз богатые зимние кочевья султана Касыма. Касым не ожидал нападения, однако отразил набег и погнал вражеские войска, разбив в пух и прах именитых полководцев и военачальников Шайбани, а после отражения атаки вторгся на территорию обидчиков. 

"Неудачный поход" Шайбани хана спустя несколько месяцев закончился смертью основателя государства Шайбанидов. Именно Касыма современники считали виновником его гибели. Касым ещё не принял титул хана, но его власть и уважение народа были столь велики, что никто уже и не думал о Бурундук-хане. Бесславный хан удалился с приближенными в Маверанахр. В 1511 году Великим ханом был избран Касым, которому тогда уже было за шестьдесят. Все его деяния были направлены на расширение территории ханства. Истинный "собиратель земель" расширил границы на северо-западе до бассейна реки Яик (Урал), на северо-востоке за озеро Балхаш, на юге охватил присырдарьинский регион и города Туркестана, на юго-востоке присоединил основную часть Семиречья, поймы рек Или, Каратал, Чу и Таласа. Во внешней политике была установлена широкая сеть дипломатических связей. Касым прославил себя, свой народ, страну и достиг поставленных целей на международном уровне. О казахах заговорили в Европе. Активные отношения развивались с княжеством Московским при государях Иване III (1462 – 1505 гг.) и Василии III (1505 – 1533 гг.). Дружественный союз Касым поддерживал с Могулистаном, даже вооруженные столкновения с шайбанидами не могли остановить стремительного развития Казахского ханства под руководством Касыма. Во внутренней политике шёл период подъема, когда окончательно формируются основные районы единой этнической территории казахов. Столицей стал политико-экономический центр всего Дешт-и Кипчака - славный город Сыгнак. Население в благоприятной экономической атмосфере увеличилось до 1 миллиона человек. Был создан свод законов "Проторенный путь хана Касыма".

После смерти Великого хана Касыма начался затяжной политический 15-летний кризис, так называемое "большое несогласие" в период правления ханов Мамаша, Тахира и Буйдаша. Против казахов воевали моголы, узбеки и мангыты (ногайцы). В стране процветали междоусобицы, жестокость и барымта (насильственный угон скота). Десятками погибали султаны, что уж говорить про "чернокостный" народ. Сражения проигрывались одно за другим, а дипломатия терпела неудачи. Лишь киргизы продолжали поддерживать казахов.

Так закончился первый этап сбора драгоценных казахских земель, связанный с именами первых Великих казахских ханов Джаныбека и Керея и их сыновей Бурундука и Касыма. Впереди стояли задачи по выходу из кризиса, укрепления и присоединения новых земель и новых родов из Ногайской Орды, Сибирского ханства и присырдарьинского региона. Великие ханы средневековья Хакназар, который превращал врагов в союзников, Тауекел, который учился на своих ошибках, Есим – терпеливый творец законов, внушительный Джангир, мудрец Тауке с достоинством примут вызовы от кочевых народов и соседних непоколебимых империй. Они создадут новые более совершенные своды законов, которые будут действовать для казахов вплоть до образования Советского Союза. И духовный центр Великой Степи – Туркестан, и "хлебный" Ташкент, и благословенное Семиречье, все они в будущем станут частью единого, централизованного государства, вписавшего свою историю золотыми строками в хроники, как Средней Азии, так и Мировой истории.

Продолжение следует…